06.12.2011

Поставка вдохновения: Как устроен архив Beyond Retro

The Beyond Retro Archive — лондонское подразделение сети магазинов винтажной одежды Beyond Retro, которое занимается подбором вдохновения для дизайнеров. Дизайнеры и модные дома заказывают и покупают здесь образцы принтов или детали одежды из прошлого, на основе которых потом создаются новые вещи. Look At Me побывал в архиве, поговорил с его менеджером Джозефом О'Брайаном и расспросил о том, как устроен архив, кто клиенты и почему образец ткани нельзя скопировать.

Скромное офисное помещение в лондонском Ист-Энде. Небольшая комната, битком набитая платьями. The Beyond Retro Archive выглядит как среднестатистический магазин винтажной одежды, только просто так прийти сюда и купить платье невозможно. Впрочем, если назваться дизайнером и назначить встречу, вас пустят и всё покажут — бесплатно. «Мы начинали как архив принтов: сначала просто собирали образцы тканей, — рассказывает менеджер архива Джозеф О'Брайан. — Поэтому до сих пор клиенты чаще всего интересуются именно принтами. Мы до сих пор продаем много образцов принтов, но теперь разделяем то, что у нас есть, на рисунки для тканей, женскую одежду, одежду на каждый день. Еще у нас есть викторианский отдел с шелком, готическим кружевом. И само собой разумеется, есть секции кружева и лент, атласа и нижнего белья, украшений и блесток, бисера и стекляруса».

Архив — часть компании Beyond Retro. Основная ее деятельность — розничная торговля винтажными вещами: сейчас работает три магазина в Лондоне, один в Брайтоне и четыре в Швеции, а недавно открылся и небольшой магазин в Москве. «Для магазина мы делаем закупки в Канаде и Америке, а также в Европе и Индии. Большая часть нашей продукции приходит из магазинов подержанных вещей или вещей, сдаваемых в секонд-хенд. В Канаде наши сортировщики перебирают массу вещей, а мы высылаем им отчеты о продажах. Происходит постоянный мониторинг модных тенденций и спроса, чтобы понимать, что выбрать из всего винтажа, что мы хотим выставить в наших магазинах».



«Есть секции кружева и лент, атласа и нижнего белья, украшений и блесток, бисера и стекляруса»


Между выбором вещей для розницы и для архива есть большая разница. Для архива не так уж важно состояние вещи, ее размер или соответствие модным тенденциям. Процесс выбора куда больше связан с запросами клиентов. При этом клиенты могут быть совершенно разные — это массовые демократичные марки, независимые компании, крупные бренды, компании, занимающиеся интерьером, детской модой, бельем или уличной модой. Имена клиентов не разглашаются, но, по словам Джозефа, это и большая часть крупных недорогих магазинов, и некоторые дизайнеры, которых можно увидеть на Лондонской неделе моды, и представители люксовых брендов, которые заходят за аксессуарами вроде перчаток или поясов. «Это не обязательно британские дизайнеры. У нас был стенд на „Индиго“ в Нью-Йорке и на „Премьер-Вижн“ в Париже, так что с тех пор у нас много международных контактов. А еще у архива есть агенты в Японии и в Австралии. Я высылаю им образцы для продажи в других странах. Так что если какой-нибудь клиент из Японии приезжает в Лондон, агент направляет его ко мне. Большинство клиентов, конечно, из Лондона и Европы, это ближе всего».

Образцы тканей упорядочены по категориям. Те, что дополняют друг друга, находятся рядом. Дизайнеру это может быть полезно, если он составляет коллекцию и ему нужно, например, подобрать три образца, которые будут хорошо смотреться вместе. «Я всегда стараюсь быть в курсе того, что происходит: кто что придумывает, какая компания в каком направлении движется, — чтобы при встрече не показать им что-то, что они уже сделали в прошлом году».

Разные бренды работают по-разному. «Некоторые клиенты очень осторожны (что вполне понятно) и не выдают нам никакой лишней информации, они просто используют нас как источник идей. А некоторые приносят эскизы, дизайнерские разработки, и я делаю выборки для них в течение сезона. Я понимаю их дизайнерский взгляд, их способ видения формы, способ моделирования, так что это скорее похоже на творческий процесс. Я могу, например, сказать им — вы можете использовать эту форму для рисунка на платье. Второе, конечно, мне куда интереснее.

Работать приходится не только с дизайнером напрямую. «Иногда это своеобразный тандем дизайнера и закупщика. Закупщик приходит с идеей о том, что наиболее выгодно для компании, и с бюджетом, а дизайнер скорее видит практическую сторону: что будут носить, что нет. Так что иногда приходит один из них, иногда оба, это зависит от того, как работают творческие коллективы разных компаний. Иногда между ними возникает настоящий конфликт, а иногда они хорошо работают в паре. И дизайнер, и закупщик играют важную роль, хотя порой у них очень противоречивые мотивы. Например, дизайнер скажет — мы уже делали подобное в прошлом году, давайте придумаем что-то новое, а закупщик скорее подумает — вот этот стиль был очень успешным в прошлом году и очень хорошо продавался. И мне приходится находить баланс между двумя этими точками зрения».

Команда архива небольшая. Джозеф — менеджер, он отвечает практически за всё. Еще есть младший сотрудник, который помогает разрезать образцы тканей для встреч с клиентами. Но за порядком дел в шоу-руме и за списком встреч Джозеф следит сам, как и за перепиской и бухгалтерией. «Я всё время очень занят. И нужно постоянно помнить вещи вроде „о, у нас есть такая кружевная ленточка или вот такой цвет!“».

Общение с клиентами и заказы происходят по-разному. «Некоторые приходят с конкретными требованиями — например, им нужны определенные виды карманов времен Второй мировой войны или спортивной одежды 80-х, и они точно знают, чего хотят. А некоторые приносят фотографии и говорят — нам нужно что-то вроде стиля Джерри Холл из 70-х или платьев макси, то есть они скорее исходят из вдохновения. И я подбираю для них вещи, базируясь на форме или ощущении. Постоянным клиентам, с которыми мы виделись много раз, уже не надо мне ничего объяснять, потому что я понимаю, что им нужно. Дизайнеры могут прислать мне картинки принтов, которые их интересуют, или работы каких-нибудь дизайнеров, которые их вдохновляют, или картины, или интерьеры, а я, просмотрев это всё, выберу образцы рисунков или одежды для них».



Некоторые приходят с конкретными требованиями — например, им нужны определенные виды карманов времен Второй мировой войны


С новыми клиентами всё не так предсказуемо. «Часто они приходят сюда, видят всё это разнообразие и покупают что-то совершенно другое. А иногда покупают ради какой-нибудь совсем мелкой детали, так что и в голову бы не пришло, что это их заинтересует. Иногда дизайнер вынесет сразу три идеи из одного маленького образца, так что кто-то купит ради рисунка, а кто-то ради этих трех идей, всей той информации, которую несет в себе один образец. Иногда ты исходишь просто из ощущения, ты представляешь себе — вот женщина, она бы пила свой напиток вот в таком платье или носила бы такую шляпу, а звали бы ее вот так. А иногда ты думаешь математически холодно — о'кей, с конструкторской точки зрения эти две вещи будут хорошо сочетаться. Так что работа с разными дизайнерскими командами эмоционально очень разная. Кому-то будет важно общее ощущение, а кому-то — то, как пришита молния».

Прийти и посмотреть на архив можно бесплатно. Часто клиенты просто запоминают идею, не покупая. Расценки на вещи разные: всё зависит от того, что это за вещь, сколько она весит, откуда ее привезли, насколько сложно было ее найти и, конечно, насколько она хороша в конечном итоге. «Я считаю, для архива у нас вполне приемлемые цены. В Лондоне есть несколько очень хороших винтажных архивов, так что приходится держать низкие цены, чтобы продавать вещи, надо же от них избавляться! Мы бы их, конечно, все оставили у себя, но у нас их столько...» Точные цены не разглашаются, но винтажные образцы тканей в любом случае стоят дешевле, чем новый дизайн. «Мы не дизайнерский дом и не можем предложить копирайт на идеи и товары. С точки зрения закона дизайнер не может скопировать принт напрямую. Мы продаем что-то вроде справочного материала для дизайнеров или источника для идей. Некоторые люди потом меняют дизайн, некоторые нет, но это уже их личная ответственность, а не наша. Например, в разных тканях можно найти много разного, чем можно вдохновиться, — сейчас ведь всё, что происходит, имеет какую-то отправную точку в прошлом, всё как бы уже случалось раньше, так что тут вопрос только в авторской интерпретации... С рисунками, я думаю, сложнее, потому что они более узнаваемы».



Мы бы, конечно, все эти вещи оставили у себя,
но у нас их столько...


Копии всех образцов хранятся в каталоге, так что мошенничество в случае чего легко отследить. «В связи с тем же копирайтом еще одна наша задача — не продать один и тот же рисунок два раза. Поэтому всё сфотографировано и внесено в каталог. Поскольку это винтаж и у нас так много образцов, вполне может случиться, что я увижу один и тот же принт дважды, также может случиться, что он найдется где-нибудь на распродаже на другом конце света. Но мы должны быть уверены, что не продадим одно и то же два раза. Ну и большую часть я держу в голове. То есть я узнаю, если увижу что-то дважды, у меня наметанный глаз. Особенно это касается платьев».

В основном архив состоит из женских вещей, но недавно появились и мужские. «Мы добавили их несколько лет назад, и они расходятся очень хорошо. Мужская мода не меняется так кардинально от сезона к сезону, как женская. Так что спрос тут в основном на мелкие детали вроде какой-нибудь идеальной пуговицы или чего-то подобного. Тут не отделаешься каким-нибудь сумасшедшим рисунком, как в женской моде».

Опубликовано на Look At Me: