21.12.2011

Ренцо Россо (Diesel): «Все хотят что-то провокационное — а вы сделайте что-то смешное»

Look At Me поговорил с основателем и владельцем Diesel о том, как получить работу в его компании и сложно ли сейчас кого-то удивить.


В декабре в Москву приезжал Ренцо Россо — основатель и владелец компании Diesel, марок Maison Martin Margiela и Viktor & Rolf и компании Staff International, которая занимается производством для DSquared2, Just Cavalli, Vivienne Westwood и Marc Jacobs Men. Look At Me встретился с Ренцо в магазине Diesel на Петровке и расспросил, зачем ему понадобилось покупать Maison Martin Margiela, берут ли в Diesel людей без опыта работы и как изменилась индустрия моды за последние 30 лет.


Вы в бизнесе уже больше 30 лет...

32 года я работаю в Diesel, а до этого три года работал в других компаниях.

Как индустрия моды изменилась за эти годы? В чем разница между человеком, который начинает свою карьеру сейчас и 10, 20 лет назад?

Индустрия моды очень изменилась. Во времена моей молодости не было ни компьютеров, ни всех этих современных технологий. Многое приходилось делать самому. Я, помню, и одежду придумывал, и работал на производстве, и резал ткань, и сам ездил к покупателям, чтобы продать им товар. Это было совершенно другое время. Тогда требовалось больше смелости. Например, мы делали очень необычную для того времени обработку джинсовой ткани. И если у вас был товар, люди мечтали его заполучить, а сейчас всего в изобилии. Было ли тогда легче? Было по-другому. Нельзя сказать, что сейчас тяжелее, потому что можно придумать что-то совершенно сумасшедшее, ни на что не похожее, что-то, что будет отличаться от того, что делают остальные.

Это и есть самое важное сейчас?

Да, самое важное — творческий подход. Именно так можно создать целую компанию, а без него это будет просто обычный бизнес. Сейчас столько возможностей рассказать о себе — например, с помощью интернета, и если вы придумали что-то сумасшедшее, вы сразу выкладываете это в Twitter или Facebook. Так что важно просто хотеть что-то делать. Я слышу, что молодые люди часто жалуются, что не могут найти работу — так почему бы ее не придумать? Общество очень сильно изменилось за последние 30–40 лет, появилось столько новых видов деятельности, можно придумывать новые виды услуг, например. Вопрос только в том, хочешь ты или не хочешь. Чего нельзя придумать, так это талант. Скажем, чтобы стать хорошим предпринимателем, нужно родиться со способностями к этому.

Все провокационные вещи, кажется, уже были сказаны и сделаны — в том числе и вами. Я помню, была реклама с девушками, которые пили собственную мочу... А если сейчас сделать что-то подобное, никто и не удивится. Скажем, два целующихся гея, которыми вы шокировали общественность когда-то, — да все это уже видели. Сложнее ли сейчас придумать сильную, необычную идею?

Я вам так отвечу — каждый раз, когда я придумываю коллекцию, я говорю себе: а что дальше? Начинаю работать, и мы делаем лучше, чем в прошлый раз. Так что ответ такой: да, сейчас сложнее, но всегда нужно делать что-то, что созвучно сегодняшнему дню. То, что актуально. Но при этом неожиданно. Например, все хотят что-то провокационное — а вы подойдите с другой стороны и сделайте что-то смешное или социальное. Не надо думать о том, что делают другие люди, надо искать свои решения. Нужно понять, что лично для вас не работает, а что работает, к чему у вас есть склонность, чего не хватает на мировом рынке или в том месте, где вы живете, и постараться придумать что-то свежее, что-то лучше того, что уже существует.

У вас много молодых сотрудников?

Да, и это просто прекрасно. Именно это помогает мне сохранять свежесть восприятия в мои 55, эти молодые люди, которые обсуждают со мной свои идеи. Успех компании связан именно с коллективом, а коллектив в этой индустрии должен быть молодым.

Приходилось ли вам нанимать на работу молодых людей без всякого опыта?

Конечно. С творческими людьми очень важно уметь разглядеть талант. Поэтому мы создали ITS — Международный конкурс поддержки молодых талантов. Мы ежегодно рассматриваем претендентов из разных стран и дизайнерских школ, выбираем 25 лучших, приглашаем их в Италию и оплачиваем им создание маленькой коллекции, своего небольшого шоу, а потом предлагаем работу. У нас, кстати, было несколько финалистов из России, 3–4 года назад.

В Италии очень важен семейный бизнес, вот и у вас в Diesel работают ваши дети.

Два сына. Но я их не заставлял. Когда им было 18, они уехали учиться в Америку, а потом, когда вернулись, то сами пришли ко мне и сказали, что хотят со мной работать. До этого момента я их ни о чем таком не спрашивал: хотел, чтобы они сами выбрали, чем будут заниматься. А остальные мои дети еще слишком молоды, так что подождем, пока подрастут.

А что нужно сделать, чтобы приняли на работу в Diesel? Удивить чем-то или продемонстрировать что-то необычное?

Мне нужны люди со способностями, которые умеют видеть вещи не такими, какие они сейчас, а такими, какими их можно сделать. Люди, умеющие мыслить оригинально, нестандартно. Такие люди вызывают у меня восхищение, потому что они придумывают что-то новое, занимаются своим делом со страстью, им нравится бренд еще до того, как они начинают у нас работать, и для них это не просто вопрос трудоустройства. Им нравится и компания, и концепция, и весь наш стиль жизни. И они уже как часть семьи. Ведь мы делаем продукт не только для рынка, но в первую очередь для нас самих. Так что если вы становитесь частью нашего стиля жизни, это всем на пользу.

Как вы распределяете свое время между разными компаниями, которыми владеете?

90 % времени я работаю в Diesel креативным директором, задаю команде направление для работы над новой коллекцией — мы работаем над дизайном сумок, туфель, детской и взрослой одежды, духов, очков, ювелирных изделий, а также над рекламой. Остальную часть времени я провожу в Турано, где у меня другой бизнес, но там я не столько руковожу креативным процессом, сколько оказываю помощь в области разработки продукции, рынка, продаж, рекламы, финансов. В общем, руковожу производственным процессом.

Почему вы решили приобрести другие бренды, разве вам не хватало Diesel?

В конце 90-х продукция класса люкс стала занимать на рынке важное место, и мы в Diesel решили идти в ногу со временем и разработать продукцию высшего качества. Но для этого нам нужно было ноу-хау. Поэтому мы приобрели компанию Staff International, у которой это ноу-хау было, и начали производить собственный высококлассный продукт. Я не только произвожу вещи класса люкс, я также привлекаю другие бренды, чтобы получить больше веса на рынке. Но не стоит забывать, что Diesel и Maison Martin Margiela — это разные сегменты рынка. Diesel — это компания огромного размера, нас знают во всем мире, в то время как Maison Martin Margiela — специфический продукт для небольшой аудитории. И это прекрасно, им и надо оставаться брендом для меньшинства, для элиты, а Diesel — бренд для молодежи, или, скорее, для людей, любящих молодежный стиль жизни, для тех, кто чувствует себя молодым.

Потому что для совсем молодых людей вы все-таки дороговаты.

Ну да.

Почему вы решили создать линию Black Gold? Было ли это связано с расширением рынка люкс-товаров?

Да, так и есть, рынок товаров люкс сейчас чувствует себя даже лучше, чем другие области рынка. А еще потому, что нашей компании уже 33 года и много молодых людей, которые привыкли носить Diesel, уже выросли и хотят чего-то более изысканного. К тому же для Diesel необходим лейбл, который привлекал бы внимание мира моды, главных модных журналов.

Как выглядит ваш день, если вы не в поездке?

В 6:30 занятия с личным тренером, в 7:30 душ, в 8:00 отвожу детей в школу, в 8:30 я уже на работе. Там у меня целый день совещания, встречи с людьми с разных концов земного шара... За что я люблю свою работу, так это за возможность встречать совершенно разных людей и работать в разных областях — заниматься рекламой, дизайном часов, очков, одежды... После работы я иду домой, и если удается вернуться рано, то у меня еще одна тренировка, а если нет, то я просто ужинаю в кругу семьи. Так выглядит мой обычный день, когда я дома. Но я очень много времени провожу в поездках, почти 50 %.

Назовите свою любимую страну. Где сейчас самые интересные люди, бренды?

Япония. Номер один в том, что касается моды, креативного подхода, стиля... И в плане бизнеса у нее огромный потенциал.

Вы уже бывали в Москве несколько раз. Что думаете о городе, о людях на улицах, об их стиле? Изменились ли они?

Очень сильно изменились. Помню, я приезжал в Москву 18 лет назад с приятелем, и все люди на улицах казались такими грустными. Я даже спросил своего друга, почему они все такие грустные. А сейчас всё изменилось, люди улыбаются. У вас могут быть проблемы, но в людях явно больше радости, больше мотивации. Кажется, даже дома улыбаются. В то время даже дома строили какие-то серые и грустные.

Последний вопрос: что на вас сейчас надето? Это всё Diesel?

Так, посмотрим... свитшот Diesel, ботинки Diesel Black Gold... джинсы Diesel... трусы тоже Diesel — всё Diesel! Только куртка Maison Martin Margiela.


Опубликовано на Look At Me: